Съедобная история искусств. Сезан
Съедобная история искусств. Мане
Съедобная история искусств. Снейдерс
Съедобная история искусств
Съедобная история искусств
Съедобная история искусств

Съедобная история искусств

Почему Дали был одержим хлебом, Рембрандт изображал на своих картинах бычьи туши, а на картинах Матисса часто встречаются апельсины? Известный ресторатор и знаток живописи Оливер Пейнтон ответит на эти вопросы.

Оливера Пейтона считают не просто знатоком изысканной кухни. Его по праву называют импресарио удовольствия. Помимо своей преданной любви к кулинарному искусству, он является страстным коллекционером живописи и истинным знатоком истории искусств. В этом сериале Пейтон решил объединить две своих страсти — к высокой кухне и к художественным шедеврам. Он путешествует по Европе и Северной Америке, чтобы исследовать взаимосвязь художественного вдохновения и прозрения от продуктов питания. Он отправляется в те места, где жили и творили великие мастера, чтобы окунуться в атмосферу, их окружавшую. Во время своих поездок Пейтон работает с шеф-поварами из разных стран, воссоздавая кулинарные шедевры, изображенные известными художниками.

В программе «Съедобная история искусств» десять серий, каждая из которых посвящена ряду великих полотен.

Серия № 1. ЧТО В МЕНЮ?

Рассматривая картину фламандского живописца Франса Снейдерса «Кухонный натюрморт», Оливер Пейтон узнает, как изменились кухонные технологии с течением времен. Выманив шеф-повара Глинна Парнелла из его современного ресторана в единственную в Британии действующую древнюю кухню, он узнает, как готовили ростбиф на открытом огне. Картина Жан Франсуа де Труа «Охотничий обед», написанная им для Людовика XVI, запечатлела главный момент в истории устройства обедов. На ее примере историк кулинарии Каролин Янг рассказывает об эволюции этого бизнеса и раскрывает распутные истории, скрывающиеся в частных столовых. Клод Моне не только рисовал различные продукты питания, он написал кулинарную книгу. Шеф-повар Янник Аллено пытается воссоздать атмосферу «Пикника на траве» в легендарном саду.

Серия № 2. КИСТЬ, СМОЧЕННАЯ ВИНОМ

Оливер Пейтон исследует самые известные алкогольные истории в искусстве. На «Вакханалии» Пуссена запечатлена дружеская попойка. Культовая картина Мане «Бар в Фоли-Бержер» рассказывает, что именно интересовало художников в питейных заведениях. «Переулок джина» Уильяма Хогарта без прикрас показывает опасность увлечения алкоголем, которое в XIX веке привело к повальному пьянству на лондонских улицах и большим народным волнениям. Шеф-повар Билли Рейд приготовит традиционное английское блюдо, вдохновленный этой гравюрой. Картина Дега «Абсент» вызвала возмущения, когда впервые выставлялась в Лондоне. Пока бармен Ник Стренуэй мешает коктейль «Зеленая фея», писатель Джед Адамс рассказывает подробную историю создания шедевра Дега.

Серия № 3. МЯСНОЕ ИСКУССТВО

Почему таких разных художников, как Хёрст, Рембрандт, Бэкон и Хогарт вдохновляли бычьи туши? Чтобы узнать об этом, Оливер Пейтон встречается на Смитфилдском мясном рынке с историком искусств Эндрю Грэм-Диксоном, а затем отправляется в Париж, чтобы посмотреть на «Тушу быка» кисти Рембрандта. Тулуз-Лотрек был не только ценителем женских прелестей, он был прекрасным поваром. Для него кулинария была искусством, о чем свидетельствует его книга рецептов, многие из которых именно мясные. Оливер побывает в семейном шато Лотрека в Бордо, на кухне которого он провел немало времени.

Серия № 4. ЕДИМ С ПИКАССО

Оливер Пейтон начинает свое путешествие в Барселоне, где Пикассо провел свою юность. На юге Франции Оливер посетил ресторан La Colombe d’Or, стены которого украшают картины многих легендарных завсегдатаев, в том числе и Пикассо, подарившего в 30-х годах свои картины владельцу заведения. В Париже, где художник провел военные годы, его бывшая любовница Женевьева Лапорт расскажет о любимых блюдах Пикассо. Кроме того, Оливер узнает о пристрастии художника рисовать на скатертях кетчупом, горчицей и кофейной гущей. В последние годы жизни Пикассо создавал тарелки с рельефным мясом, рыбой и овощами. Шеф-повар Мауро Колагреко, вдохновленный произведениями Пикассо из керамики, приготовит в своем ресторане два удивительных кушанья.

Серия № 5. СИЛА МОРЯ

Морепродукты и их символическое значение в творчестве великих художников захватывает Оливера Пейтона в этой серии. В центре внимания — полотно итальянского живописца Джузеппе Арчимбольдо «Вода», на котором запечатлено 62 вида морской живности. Оливер едет на венецианский рыбный рынок, чтобы узнать, можно ли сейчас увидеть в продаже всех этих рыб и морских существ, которых художник нарисовал в XVI веке. Повар Стивен Харрис воссоздаст «Натюрморт с бокалом и устрицами» голландского художника Яна де Хем, в нью-йоркском ресторане японской кухни вдохновятся работой Пола Кли «Волшебная рыба» и приготовят сюрреалистические суши.

Серия № 6. ЕДА НА ПРОДАЖУ

В 90-х годах XIX века новые парижские бульвары превратились в арт-галереи. Стены домов украшала продуктовая реклама, в создании которой принимали участие ведущие европейские художники. Как постермания стала рождением имиджевой рекламы, рассказывается на примере постера Теофиля Стейнлена, рекламирующего горячий шоколад. Искусный шоколатье приготовит шоколад по рецептам того времени. Пейтон исследует известный постер Уорхола с банкой. Почему он решил запечатлеть столь тривиальный предмет? В Нью-Йорке Оливер узнает, во что превратилось заведение Max’s Kansas City, которое теперь неразрывно связано с именем Энди Уорхола. А плохой парень нью-йоркской кухни Пол Либрандт приготовит блюдо, вдохновленный знаковыми работами короля поп-арта.

Серия № 7. ФРУКТОВАЯ ПАЛИТРА

Караваджо первым настолько реалистично нарисовал яблоко, что зрители едва сдерживались, чтобы не лизнуть холст. В Тоскане вместе с археологом Изабеллой дель Раджионе Пейтон ведет расследование, пытаясь по шедеврам эпохи Возрождения восстановить древнее фруктовое разнообразие. На юге Франции, любуясь «Натюрмортом с гранатами», Оливер узнает, как благодаря корзине с апельсинами возникла длительная дружба между Матиссом и Пикассо. Шеф-повар Эн-Софи Пик приготовит блюдо в духе Матисса. На примере картины Яна де Хема «Гирлянда фруктов» Пейтон понимает, почему все голландские нувориши обязаны были иметь подобные натюрморты в своих гостиных. А среди фруктового изобилия долины Напа шеф-повар Кристофер Кустов приготовит блюдо в честь де Хема.

Серия № 8. КВАДРАТНАЯ ЕДА

Кубисты создали новый визуальный язык, и еда сыграла в этом ключевую роль. Поль Сезанн заявлял: «Хочу одним единственным яблоком удивить Париж». Оливер посетил его мастерскую на юге Франции, где Сезанн нарисовал «Натюрморт с яблоками и апельсинами». Ярый приверженец молекулярной кулинарии, американский шеф-повар Сэм Мэсон на наших глазах приготовит кубический яблочный десерт. Не только кубисты в начале прошлого века отличались радикальным подходом к искусству. В кулинарной книге футуристов 1909 года издания есть такие рецепты, как курица, фаршированная мячами, или салями, приготовленная в кофе и одеколоне. Идеалы футуристов сегодня продолжает в Модене концептуальный шеф-повар Массимо Боттура, который приготовит три авангардных блюда.

Серия № 9. ХОРОШО ПРОПЕЧЕННЫЙ

Рассматривая одно из ранних изображений хлеба на помпейской фреске, датированной I веком н. э., Оливер Пейтон узнает, как пекли хлеб во времена Римской империи. Сальвадор Дали был одержим хлебом. В 1969 году Дали познакомился с легендарным парижским пекарем Лионелем Пуаленом. Это знакомство переросло в многолетнее плодотворное сотрудничество. По эскизам Дали Пуален создавал хлебную мебель и даже целиком оборудовал из хлеба спальню. Оливер встретится с дочерью легендарного пекаря и увидит собственными глазами, как выпекают канделябр в духе гениального сюрреалиста. Технологии хлебопечения отражены на картине Джоба Беркхейде «Пекарь», а современный пекарь Дэн Лепард попытается по картине XVII века восстановить рецепты и выпечь некоторые хлебобулочные изделия.

Серия № 10. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Леонардо Да Винчи не был единственным художником, изобразившим Тайную вечере и еду на столе Иисуса. На мозаике VI века н. э. в Равенне на столе находились только рыба и хлеб. На необычных фресках, которые на севере Италии обнаружила кулинарный историк Каролин Янг, участники Вечери ели раков, свинину и булки. В Венеции Оливер тщательно рассмотрит полотна Тинторетто и Веронезе. Противоречивая трактовка последним священного сюжета чуть не стоила художнику жизни. Естественно Пейтон не мог не заехать в Милан, чтобы полюбоваться на невероятной красоты фреску Да Винчи. Вдохновленный поездкой, Оливер решил воссоздать Тайную вечерю в одном из своих лондонских ресторанах и пригласил поучаствовать в этом своих друзей — известных людей в области искусства.