Блинная неделя

Свое название праздник получил от церковного календаря, потому что в эту последнюю неделю перед Великим постом можно есть масло, сыр, другие молочные продукты и рыбу. Масленица – самый веселый праздник, который отмечается широко и повсеместно, с народными гуляниями, песнями, плясками, возлияниями и кулачными боями. Перед долгими семью неделями Великого поста, когда нельзя будет веселиться и чревоугодничать, люди на Руси старались отдохнуть как следует. Кроме того, считалось, что кто хорошенько не погулял на Масленицу — будет весь год жить в бедности и унынии. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Отмечалась она и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи».

Главным атрибутом Масленицы всегда были блины. Испокон веков весну и все чаще выглядывающее и греющее солнце воспринимали как начало новой жизни. Именно в честь солнца в древние времена пекли круглые, румяные и горячие пресные лепешки, а потом, когда научились готовить квасное тесто — блины. Считалось, что вместе с блином люди съедают частичку солнца, которое дарит им свое тепло и могущество.

Масленица всегда начинается с понедельника, а в последнее воскресенье перед ее началом устраивались мясные пирушки – в Масленицу мясо есть уже было нельзя. В богатых домах с понедельника же и начинали печь блины, так как могли позволить себе всю неделю расходовать продукты. Масленичная неделя состоит из двух частей – Узкой и Широкой Масленицы. В первые три дня можно было не печь блины и работать, но обязательно надо было вымыть дом и подготовиться к празднованию. А вот с четверга по воскресенье работать запрещалось и блины пеклись в каждом доме. Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко – «для родительских душ», а иногда отдавали нищим на «помин души» своих умерших родных.

Так как это народный праздник – принято ходить друг к другу в гости «на блины» и собираться всей семьей. Особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. С темой семейных отношений было связано немало масленичных обычаев. Особенно привлекали внимание недавно поженившиеся пары… Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, зарывали в снег или осыпали снегом. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или солью, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать жену. Их катали на санях по всей деревне, но если гостей супруги угощали плохо – с саней могли и скинуть, а то и вовсе прокатить на бороне. Холостякам привязывали к ноге колодку, что бы с одно стороны «наказать» за невступление в брак, а с другой – это был опознавательный знак для еще незамужних и неженатых. Отвязать колодку можно было только за деньги и угощение. И то только в конце дня, когда гуляющие расходились по домам. Вообще в дома заходили только для того, чтобы погреться или угоститься блинами, а так все мероприятия проходили на улице. Нарядно одетые люди все высыпали на улицу, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, в потешные балаганы, участвовали в катаниях с гор и на санях, в шествии ряженых, кулачных боях и взятии снежных городков. В Масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большинство из которых не имело обрядового значения, а пелись просто для веселья.

Каждый день Масленицы имеет свое название и для каждого дня существуют свое значение и свои традиции.

Понедельник – Встреча (Чистая Масленица – широкая боярыня)

В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы и зазывать Масленицу на дворы. На санях по всей округе возили соломенных чучел, одетых в мужское и женское платье – Масленицу и ее жениха Масленика, а потом усаживали на самом высоком месте. Со временем мужское воплощение Масленицы было «урезано» и осталась боярыня Масленица без жениха. Зажиточные люди с этого дня и начинали встречу Масленицы угощениями и посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к ним в гости – переговорить за столом как будут проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. В семьях, где нет свекра или свекрови, тещи приходили к молодым в дом учить дочек блины печь. Званная теща была обязана прислать с вечера сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

К первому дню Масленицы на улицах устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.

Вторник – Заигрыши

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы. На заигрыши с утра девушки и парни ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов, а те, что постарше, веселились за столом.  На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

От дома к дому ходили «позыватки» - своеобразные курьеры или вестники, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. При отказе ссылались на то, что сами гостей ждут, но все отказы, как правило, обрастали слухами и домыслами.

Среда – Лакомка (Тещины блины)

Тещи звали зятьев в гости «на блины». Если учесть, что зятьев было тогда по пять-шесть, а то и больше – тещи выбивались из сил, так как ни один не должен был уйти недовольным приемом. В этот день в деревнях устраивались «девичьи съезды»: принарядившиеся женщины катались по деревням и селам, заходили в гости, пели и плясали отдельно от мужчин. Считалось, что на Лакомку нужно есть столько, сколько влезет или как говорили в народе «сколько раз собака хвостом махнет».

Четверг — Разгул (Перелом, Широкая Масленица)

Чучело Масленицы начинали возить по деревням и колядовать: ряженые в косюмы животных детишки ходили от дома к дому и с песнями выпрашивать блинное угощение. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Балагуров и затейников с вином и калачами катали на огромных санях, на которых был закреплен столб с колесом наверху. Балагур созывал народ следовать за санями и потешал их прибаутками и песнями. Одна из любимых забав — поджигание тележных колес или телеги целиков и прогон ее вдоль по улиц и склонов оврагов. Обязательным атрибутом Масленицы был медведь — живой на цепи или ряженый медведем человек.

Пятница — Тещины вечерни

Теперь зятья приглашают тещ к себе в гости на блины! Накануне вечером зять должен был лично  пригласить тещу, а утром прислать за ней «позываток». Чем больше приходило  «позываток», тем больше оказывалось теще почестей. Приглашения же бывали разные: почетные — когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между зятеми тещей. Молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе.

 

Суббота — Золовкины посиделки

В этот день новобрачная невестка должна была пригласить в гости родных мужа, угостить блинами и одарить его сестер подарками. Если золовки были не замужем, тогда она могла позвать  в гости и своих незамужних подруг. Если же золовки уже были замужем, то невестка приглашала только их вместе с мужьями.

Воскресенье — Прощеный день (Проводы)

Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. Этот день называют Прощеным воскресеньем, так как близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды, а  по вечерам было принято посещать могилы родных и близких. Вечером же дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные.

В воскресенье все ездили по гостям, кого не успели посетить за неделю, одаривали их подарками, заезжали к родным.

Но главная примета Проводов Масленицы – костры. На главном сжигали чучело Масленицы, как символ окончания зимы. Пепел развевали над полями — «на богатый урожай». Костры жгли повсеместно и вместо дров кидали старые вещи и солому, лили масло и даже остатки теста. Еду сжигали как прощание со скоромной пищей, а тряпки, веники, старые валенки, черенки и прочие вещи жгли, чтобы к весне освободиться от всего ненужного, лишнего в жизни. А заодно и от старых обид.

В первый день поста – Чистый понедельник – прощание с Масленицей завершалось. Хозяйки тщательно мыли и пропаривали посуду, чтобы очистить ее от остатков скоромного, а мужчинам не возбранялось выпить изрядное количество водки, считалось, что таким образом выполаскивается скоромная пища. И все без исключения обязательно ходили в баню.

 

 Рецептов блинов очень много, их готовят с опарой и без опары, из пшеничной муки или гречневой, на молоке или кефире. В старину в основном пекли гречишные блины, хотя хозяйки могли испечь их и из кукурузной, ячневой и даже гороховой муки. В приготовлении блинов есть несколько секретов:

  • Чтобы блины не рвались – тесто надо оставить на какое-то время в покое, дать ему «подойти». Если и после этого рвутся – добавьте яйцо, только учтите, что это сделает блины чуть жестче. Чтобы это сгладить – стопку готовых блинов накрывайте крышкой.

  • Чтобы блины легче переворачивались, во-первых, не делайте их слишком большими. Во-вторых, хорошенько прогрейте сковородку, а потом убавьте огонь. Сковородка для блинов должна быть чистой, а в идеале она не должна использоваться для приготовления других блюд. Можно воспользоваться специальными блинными сковородками с низкими бортиками.

  • Если тесто липнет к чугунной сковороде, ее нужно прокалить с солью и протереть мягкой тряпочкой.

  • Тесто для блина надо выливать на смазанную маслом сковороду очень тонким слоем. А если добавить немного масла в само тесто, то смазывать сковороду надо будет только один раз – перед первым блином. Вливать масло надо уже в готовое тесто.

  • Если у блинов недостаточно румяные бока – добавьте в тесто немного сахару, но не переборщите иначе блин может пригореть.

  • Если блины получаются непропекшимися в центре, а с краев подсыхают – добавьте в тесто муки, но не подсыпайте муку сразу в миску – отлейте часть теста, всыпьте муку, тщательно размешайте, чтобы не было комков, и соедините с оставшимся тестом. Переворачивать блины надо, когда в середине блина появились дырочки.

Но главный секрет блинов – и это абсолютно серьезно, об этом знали еще наши предки – их нельзя начинать готовить в плохом настроении или обиде.

Широкой Масленицы!

РЕКОМЕНДУЕМ

Кумир
Детектив
Есенин
Исторический / Биографический