Антон Аренс, «Телекафе»: У чисто кулинарного телевидения роста нет

— Что было не так с предыдущей версией «Телекафе»?

— С предыдущей версией всё было так. Просто мир не стоит на месте. Когда вы покупаете новый телефон, то не жалуетесь на старый, который стал уже не очень То же самое произошло с «Телекафе»: необходимо было обновление, потому что рекламоёмкая аудитория сейчас смотрит другой контент, нежели был 10 лет назад, когда канал создавался. Тогда казалось, что кулинарные каналы будут смотреть все, но в реальности прошлую версию «Телекафе» смотрели в большинстве своём женщины в возрасте, рекламодатели же хотели видеть на канале и более молодую аудиторию. Ну и, конечно, нам хотелось, чтобы канал был более ярким и динамичным. Прошлая версия отличалась продолжительными кулинарными программами: мастер-класс, например, длился 40 минут. И зритель должен сидеть перед экраном и 40 минут смотреть, как приготовить одно или два блюда. Сейчас, если человек хочет что-то приготовить, он заходит в Интернет, а не ждёт полчаса у экрана телевизора. На мой взгляд, кулинарное телевидение — и то, что мы делали с «Телекафе» — нужно, в первую очередь для вдохновения, чтобы ты посмотрел, развлёкся, вдохновился и пошел готовить то, что тебе подсказали ведущие или повара, которых ты увидел на экране.

— Чем вы руководствовались, создавая стиль и язык телеканала? Эта была продуманная стратегия или вы полагались на интуицию?

— В 2016 году мы провели исследование и поняли, что доля кулинарной ниши в тематическом вещании составляет около 1%. В неё входят все кулинарные каналы. Месяц от месяца у кого-то она чуть больше, у кого-то чуть меньше. В новогодние праздники зритель больше интересуется «кулинаркой» и смотрит чуть больше, но всё это в пределах 1%. И на протяжении восьми лет, как мы выяснили, этот показатель не меняется: у чисто кулинарного телевидения роста не было. Мы провели эксперимент: поставили в сетку сериал «Кухня», активно ставили развлекательные программы Первого канала: «Время обедать» и «Смак». И увидели, как в течение нескольких месяцев у нас выросла доля до цифр для «кулинарки» просто невообразимых. Например, у кулинарных каналов продолжительность просмотра находится в пределах 20 минут, а мы получили 30−35 минут.

Мы также проанализировали развлекательные каналы тематического вещания — у них чётко прослеживается тренд на увеличение объема аудитории. Это нам подсказало, что мы должны думать в сторону развлекательного контента на кулинарном телевидении и тогда же стали придумывать различные концепции. То, что сейчас идет в эфире «Телекафе» — это оригинальные форматы, мы их ни у кого не украли, не купили. Сами сели, придумали, сняли и выдали в эфир.

— Почему решили обновится зимой, а не осенью, во время нового телесезона?

— 31 декабря — это хорошая и правильная дата. Новогоднее телесмотрение одно из самых продолжительных в телесезоне. В этот период больше шансов на то, что канал увидит зритель. В Новый год люди сидят, едят вкусные холодцы да оливье и сёрфят по телеканалам. Если надоест смотреть кино по тысячному разу, может быть они остановятся и посмотрят новый контент на «Телекафе».

— А вообще на кого ориентированно «Телекафе»? Посмотрев канал, у меня сложилось впечатление, что он хочет понравится всем.

— Наша аудитория — в большинстве своём женщины 25−55. Нельзя сказать, что мы как «Домашний», ориентированы только на женщин. Просто понимаем: «Телекафе» — это кулинарное развлечение и аудитория наша состоит из прекрасных дам, хотя и мужчины тоже включают канал. Именно поэтому у нас есть и неотразимая блондинка, милый поросёнок в окружении очаровательных спутниц и сказочник Александр Демидов из «Квартета И». Мы уже получили цифры за январь, которые демонстрируют, что канал очень сильно омолодился. Ушла практически вся возрастная аудитория, присутствующая на любых каналах, кроме музыкальных и молодёжных, а также увеличилась аудитория в возрасте 25−34. Значит, мы на правильном пути!

— У вас и была задача омолодить аудиторию?

— Конечно. Наша задача — омолодить и привлечь бОльшую аудиторию на канал. Молодой аудитории мало на эфирном телевидении, на кабельном телевидении её ещё меньше. Но мы же платный канал и должны быть интересны платежеспособной аудитории, которая в свою очередь интересна рекламодателям, так как ещё одна из задач обновленного «Телекафе» — увеличение рекламных продаж.

— Помимо омоложения аудитории, зафиксированного в январе, заметили её рост?

— У нас продолжительность просмотра очень выросла. В аудитории 25−34 аж до 60 минут!

— Как вы подбираете ведущих для новых проектов? Например, ведущая программы «Блин.Ком» Елена Сажина очень харизматичная и отлично смотрится в кадре, но, если не ошибаюсь, у неё нет опыта на ТВ?

Телеканалу нужны были люди, которые как пробки из-под шампанского вылетают — пена, искры, ведь какой бы ни был прекрасный актёр, такие вещи не сыграть. В Интернете мы отсматривали блогеров, искали харизматичных и ярких людей — нашли Елену, пригласили её на кастинг, она блестяще выступила и ей предложили проект «Блин.Ком». Причём он создавался не под неё, но она очень гармонично в него вписалась. Если вы посмотрите ролики Лены в Инстаграме, они по стилистике и подаче очень похожи.

Мы также работаем над тем, чтобы привлечь и медийных персон, но как показывает практика и опыт, не всегда известный человек собирает аудиторию и не всегда он собирает ту аудиторию, на которую мы рассчитываем.

Но вот, Александр Демидов волшебно читает сказки! А в программе «Пожиратели» блистают прекрасные актёры Павел Рассомахин и Филлип Бледный, которые сыграли в последних сезонах сериала «Кухня». На мой взгляд, это идеальное сочетание, когда вы в сериале видите актёра, а потом на этом же канале он ведёт программу. Получается телеканал метаморфоз и перевоплощений!

— А как у вас появилась идея программы «Хот-пиг» и поросёнка-ведущего?

— Этот проект складывался из разных концепций. Есть фильм «Бейб: поросёнок в городе», в котором маленький поросёнок смотрит на людей и очень удивляется их поступкам и действиям. Всегда интересен взгляд со стороны, но если посадить бородатого ведущего, который будет говорить, как психолог: «А вы ребята не много ли тут едите?», —то это будет странно и даже обидно. А когда это делает миленькое домашнее животное, то получается весело. Помните еще был такой сериал про инопланетянина «Альф»? Ну вот «Хот Пиг» — микс «Бейба» и «Альфа». Это поросёнок, который немножко инопланетянин, смотрит на мир людей, удивляется всем нам и немножко высмеивает привычные нам вещи.

— То есть это такая сатира?

— Да, это бесспорная сатира, бесспорный юмор. Мы вообще все проекты задумывали обязательно с юмором. Может не всё пока у нас получается, но сейчас будем снимать новый сезон всех новых программ и там, надеюсь, будет ещё больше юмора, ещё больше сатиры и веселья. Все проекты задумывались как развлекательные. Человек, который включает любую из наших программ, должен обязательно улыбнуться.

— С кем вы сейчас конкурируете: с кулинарными или развлекательными каналами?

— Мы конкурируем с кулинарными каналами и все наши программы так или иначе связаны с кулинарией. Но при этом уже играем не только на кулинарном поле — там есть 1% аудитории и больше не набрать. «Телекафе» уже вышел из этого поля, можно сказать вышел из зоны комфорта. Я думаю, мы сможем привлечь аудиторию с разных каналов. В первую очередь за счёт новизны: наши программы могут нравиться или не нравиться, но такого контента ни у кого еще не было.

— Просто я, посмотрев новый «Телекафе», поставил его на одну полку с «Пятницей», а не «Кухней ТВ».

— Я с вами согласен. Ты смотришь «Телекафе» не ради новых рецептов, а чтобы получить заряд бодрости, хорошего настроения, узнать какие-то новые идеи. Мне «Пятница» самому нравится, считаю, что это один из самых удачных новых телеканалов. Он смог найти свою нишу в мире телевидения, где есть ТНТ, СТС и много других телеканалов для молодой аудитории. Я думаю, нас ждёт не меньший успех.

— Из иностранного контента на канале есть только мультфильм «Овощная вечеринка», который используется как межпрограммка. Это принципиальный подход — минимизировать иностранный контент в сетке?

— Мы решили, что перезапуск будет практически полностью состоять из собственного контента, из закупного только сериал «Кухня» и прекрасный проект Первого канала — программа «Смак». Мы должны были показать, что можем снимать и увеличивать долю именно собственным контентом. В перспективе мы планируем что-то докупить, но всё равно в большей степени на «Телекафе» можно будет найти программы, произведённые только для нас собственными силами.

Ещё несколько лет назад для старого «Телекафе» мы проводили исследование и узнавали, чего же хочет зритель. И все говорили, что хотят видеть среди ведущих и поваров наших людей, которые говорят на понятном языке без закадрового перевода и готовят из понятных продуктов. Это не значит, что в эфире должны присутствовать исключительно варёная колбаса и яйца вкрутую — нет, просто продукты должны быть доступны обычному зрителю. Артишок существует, но он стоит достаточно дорого и в магазине у дома его не купишь.

Российскому телезрителю не очень интересно смотреть западный кулинарный контент: там представлена другая ментальность, другое понимание, другое ощущение себя здесь и сейчас. Однако к телепутешествиям это не относится: в данном случае не важно, кто производитель. Зритель может отправится в путешествие со своим соседом Сергеем или Джимом из Нового Орлеана — не важно. Важно, куда ты едешь, что смотришь и насколько красиво снято.

Кроме того, нельзя забывать про спонсорскую интеграцию, на которую мы тоже очень рассчитываем. А если мы купим программу, то ничего такого не сможем предложить рекламодателям.

В общем, мы делаем акцент на собственное производство и будем дальше наращивать базу своего контента. Чтобы канал полноценно вещал, библиотека собственного контента должна насчитывать тысячи часов. И мы работаем над этим.

— Расскажите о планах по производству собственного контента?

— Продолжим снимать те четыре формата, которые уже завели: «Ночной Дожор», «Хот-Пиг», «Блин.Ком» и «Пожиратели». Если в прошлом году произвели порядка 100 часов, то в 2018-ом планируем в два раза больше. Также мы расширим линейку программ: надеюсь, что к концу года их будет в два раза больше.

— Продолжите снимать в таком же ярком стиле?

— Да, весь контент должен развлекать. Главное, чтобы зрители могли отдохнуть у телевизора. Не надо их ничем загружать, потому что есть огромное количество других каналов, которые дают много сложной и тяжёлой информации. Мы как раз против этого. Мы можем показывать «тяжёлую» еду, но подаем эту информацию очень легко.

— На данный момент в чём заключаются основные принципы программирования телеканала?

— После перезапуска мы даём возможность зрителю пока ещё без чёткой привязки ко времени ознакомиться со всем контентом канала. В определенное время выходят только «Кухня» и «Смак». Всё остальное у нас плавно перетекающей змейкой изо дня в день со сдвигом на час идёт таким образом, чтобы в любое время зритель, включив телевизор, попал на что-то новое. Это продлится ещё месяца, полтора. Потом, когда наберётся достаточное количество часов контента, будем делать чёткое программирование с привязкой ко времени, как на всех больших каналах.

— По вашим наблюдениям, как изменилось тематическое телевидение за последние лет пять? Как оно изменится в будущем?

— Тематическое телевидение растёт в течение последних двух-трёх лет. Несмотря на то, что некоторые каналы закрываются, открывается много новых. Поэтому я уверен — неэфирное телевидение и дальше будет востребовано.

Всё-таки человек по природе ленив, на мой взгляд, а для того, чтобы смотреть телевизор, достаточно нажать кнопочку «вкл». Большинство людей много времени проводят на работе и для них телевизор — это удобный способ отдохнуть от реальности, в которой они находятся.

Изменения произойдут только в области доставки контента, в этом я абсолютно точно уверен. Вот как сделал канал «Еда», например. На этот телеканал можно подписаться отдельно и смотреть онлайн. Мне дома не нужно 50 каналов, я хочу смотреть 10, готов подписать на них и платить за подписку. Пока у меня нет этой возможности, но когда она появится, многие этим воспользуются. Получится такой VideoonDemand (видео по запросу, — прим. «Теле-Спутника»). Я хочу смотреть «Телекафе» — плачу 50 рублей и смотрю только «Телекафе». Такой рынок, наверное, сформируется. В любой точке мира на сайте мы сможем смотреть любимый телеканал без привязки к оператору. Я считаю, что в ближайшее время это произойдет.

— А у «Телекафе» нет планов выйти в онлайн?

— Планов очень много, в том числе и касательно онлайна. Но это дело времени и денег. Пока мы не увидим, как работает обновленный телеканал, нам сложно строить планы на будущее. Надо получить данные по телесмотрению минимум за три месяца, чтобы проанализировать показатели нового контента. А по-хорошему надо смотреть данные за период в шесть месяцев, тогда станет понятно, как дальше развиваться. Очень хочется, когда ты рванул и уже бежишь, бежать дальше, но учитывая, что мы не спринтеры, а стайеры, бежим на длинную дистанцию, очень важно рассчитать свое дыхание и силы. Могу сказать, что сейчас запускаем новый сайт, он будет достаточно интересный. На нём появится весь старый контент «Телекафе», а его снято немало за годы работы телеканала и это прекрасный контент — и много ещё чего интересно. Там будут не только рецепты. Проверяйте наш сайт и скоро всё сами увидите!

Беседовал Александр Левкин

РЕКОМЕНДУЕМ